А будет ли 3G?

Главной темой на украинском телекоммуникационном рынке, безусловно, остается тендер на получение очередной лицензии и 25-мегагерцевой полосы частот для предоставления связи в стандарте UMTS.

Подготовка аукциона шла в стартстопном ритме, определяемом выходом нормативных документов от высших органов государственной власти, пока наконец утром 27 ноября в этой истории не была поставлена точка.

Начнем с хронологии событий. 11 ноября Кабинет министров Украины издал распоряжение № 1361, которым поручил Министерству обороны провести конверсию частот, а Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС) – продать с аукциона одну полосу, необходимую для появления в нашей стране еще одного 3G-оператора. До того камнем преткновения была позиция Министерства обороны, затребовавшего на проведение конверсии ни много ни мало 2,5 млрд грн. В распоряжении № 1361 выплата этой суммы была предусмотрена, хотя и не сразу, а на протяжении пяти лет: около 940 млн грн в 2010–2011 гг. за счет средств, полученных от продажи 3G-лицензий, и еще примерно 1,56 млрд грн в 2012–2014 гг. в порядке государственных ассигнований на закупку и модернизацию вооружений.

Согласно распоряжению, на 23 ноября был назначен крайний срок для внесения тендерных гарантий (40 млн грн) потенциальными участниками аукциона, а на 27 ноября – проведение самих торгов. Гарантийные суммы уплатили три компании – «Астелит», «Киевстар» и «МТС Украина», между которыми и должен был разгореться спор за обладание лицензией.

Но 25 ноября президент Украины издал указ, которым остановил действие распоряжения правительства № 1361 как касательно конверсии частот, так и относительно тендера. На следующий день в НКРС поступило и предписание Генеральной прокуратуры Украины, запрещающее ей проводить аукцион как противоречащий законам, регулирующим распределение и использование радиочастотного ресурса.

Соответственно, 27 ноября НКРС провела расширенное внеочередное заседание с участием представителей компаний, подавших заявки на аукцион, на котором было принято решение отменить тендер. Юридический анализ сложившейся ситуации, сделанный комиссией, показал, что выход нормативных актов Президента и Генеральной прокуратуры является форс-мажорным обстоятельством, что дает основания для возврата сумм тендерных гарантий всем компаниям-участникам.

Вполне очевидно, что в данном случае технология стала заложницей политики. Подготовка продажи первой из четырех 3G-лицензий, стартовавшая ранее этой осенью, явно носит характер попытки экстренного наполнения государственного бюджета. Соответственно, блокирование тендера Президентом воспринимается как один из способов отрезать оппонента от источников финансирования.

Не вызывает сомнений то, что стоимость конверсии в 2,5 млрд грн непозволительно высока: сумма даже первого «транша» в 940 млн грн, по нашим расчетам, сопоставима с той ценой, за которую будет продана первая лицензия, а итоговое количество денег, по всей вероятности, больше, чем государство выручит за все четыре полосы частот. Вот итог многолетней проволочки с лицензированием 3G: если правительства европейских стран неплохо заработали на этом деле, то для бюджета Украины оно, похоже, окажется убыточным.

Представители операторов единогласно подтвердили свою заинтересованность в приобретении лицензий и развертывании сетей UMTS, но при этом выразили желание продолжить борьбу за частоты в более спокойной и прозрачной политической обстановке, что почти наверняка означает перенос тендера на послевыборный период. Даже если сейчас государство затеет очередной «старт», по всей видимости, желающих участвовать в аукционе просто не найдется из-за опасений, что все может снова закончиться «стопом». При этом операторы пока твердо уверены в том, что тендерные гарантии им будут возвращены без проблем.

В связи с задержкой массового развертывания 3G возникает вопрос, не пожелают ли украинские телекоммуникационные компании «перепрыгнуть» через этот этап непосредственно к 4G. По всей видимости, этого не случится. Наиболее вероятно, что тендер на 3G-лицензии пройдет в марте-апреле 2010 г., это на 1–3 месяца раньше, чем стартуют первые в мире 4G-сети на базе технологии LTE. Для Украины вопрос перехода на LTE станет актуальным еще через год-полтора, а в этот период наши операторы твердо намерены поработать в 3G. Впрочем, привлекательность технологий третьего поколения со временем будет только падать, а это означает, что чем дальше откладывается вопрос лицензирования, тем меньшие суммы удастся выручить государству за частоты.

ko.com.ua