Altimo и Telenor начали процесс объединения активов, выставив оферту миноритариям «ВымпелКома». Глава холдинга VimpelCom Ltd, который будет управлять телеком-активами двух компаний, АЛЕКСАНДР ИЗОСИМОВ рассказал, какие функции будет выполнять новая компания.
Он поведал, как будут разделены полномочия между руководством холдинга и топ-менеджерами операционных компаний, а также вспомнил о времени своей работы в Mars.
— Если часть миноритариев примет решение предъявить свои акции к выкупу (держатели акций и депозитарных расписок «ВымпелКома» могут выбрать денежную компенсацию в размере 0,01 российского рубля за каждую обыкновенную или привилегированную акцию и 0,0005 российского рубля за каждую расписку), на какую структуру они будут выкупаться?
— На VimpelCom Ltd, но я бы очень удивился, если бы кто-то решил так сделать. Сделка структурирована таким образом, чтобы стимулировать миноритариев конвертировать свои акции в бумаги объединенной компании.
— Когда начнется конвертация акций «Киевстара»?
— Как только истечет срок оферты по «ВымпелКому» (предложение в США истекает 15 апреля 2010 года, а предложение в России — 20 апреля 2010 года, если они не будут продлены. — РБК daily), мы запустим этот процесс.
— У вас уже есть понимание, целесообразно ли будет операционно объединить, например, «Киевстар» и «ВымпелКом»?
— Мы выбрали для управления нашими активами холдинговую структуру, что в целом не характерно для телекоммуникационного сектора, я могу привести в качестве одного из немногих примеров американскую Millicom. Однако я уверен, что созданная нами структура будет эффективной. Например, синергия между «Киевстаром» и «ВымпелКомом» может быть достигнута по совместным закупкам, взаимодействию с кредитными организациями и т.д. В стратегической перспективе наша цель — создать игрока номер один на развивающихся рынках и использовать наши преимущества для дальнейшей экспансии в интересных нам странах и участия в глобальном процессе консолидации. Что касается операций на локальных рынках, мы оставляем очень большие полномочия менеджменту на местах. В компетенции VimpelCom Ltd будут три основных вопроса: слияния и поглощения, отношения с биржей и инвесторами и финансы (включая консолидацию отчетности, дивиденды, отношения с кредитными организациями, бюджетирование и аллокацию капитала и т.д.).
— То есть, если «ВымпелКом» захочет купить какого-то небольшого оператора, например в Тверской области, ему тоже придется ждать одобрения из Амстердама?
— Необязательно, существуют регламенты, позволяющие определить, в каком случае сделка должна быть одобрена на уровне холдинга. Я ни в коем случае не сторонник того, чтобы затруднять работу операционного менеджмента слишком жестким контролем его решений.
— А как делятся полномочия между вами и председателем совета директоров Джо Лундером?
— Тут нет никакой интриги: как в любой крупной международной компании, CEO отвечает за операционные вопросы, а если решение носит стратегический характер — например, какая-то крупная сделка, — оно одобряется советом директоров, который в нашем случае возглавляет г-н Лундер.
— VimpelCom Ltd уже работает?
— Мы зарегистрировали юридическое лицо и сняли офис в Амстердаме, но там пока никто не работает. Смысл начинать работу появится после завершения процесса конвертации акций. Это будет очень небольшая компания со штатом 30—50 человек — это функциональные руководители и менеджеры, отвечающие за конкретные биографии. В целом по структуре и распределению полномочий эта компания будет очень похожа на штаб-квартиру Mars (г-н Изосимов до перехода на работу в «ВымпелКом» работал директором по продажам российского офиса Mars. — РБК daily).
— Вы переедете в Нидерланды?
— Исходя из задач, которые ставятся перед VimpelCom Ltd, я думаю, мне придется делить свое время между Амстердамом, Стокгольмом и командировками по всему миру. Пока моя семья живет в Швеции, полностью переезжать в Нидерланды я не планирую.
— Акционерное соглашение между Altimo и Telenor написано так, чтобы обеспечить максимальное равноправие между акционерами VimpelCom Ltd. Не получится ли так, что другой стороной этого равноправия станет недостаточная оперативность принятия решений?
— Если вы помните, и в самом «ВымпелКоме» никогда не было какой-то одной силы, которая могла бы принять решение без согласия с другими партнерами. Вопрос в другом: в «ВымпелКоме» и некоторых других наших активах корпоративное управление было устроено таким образом, что в случае возникновения противоречий один из акционеров мог заблокировать принятие каких-то решений советом директоров. Мы очень много работали, чтобы застраховаться от возникновения таких ситуаций в будущем. В случае с VimpelCom Ltd при появлении каких-то противоречий между акционерами решение будет приниматься собранием акционеров. Все эти процедуры очень четко и подробно прописаны.
— Вы предусмотрели возможность того, что Altimo и Telenor могут сами купить каких-то игроков на рынках, где присутствует VimpelCom Ltd?
— Да, процедура согласования таких решений с учетом интересов двух компаний тоже предельно четко прописана. Мы застраховались от всех старых ошибок.