По данным исследовательской компании IDC, в 2010 году количество мобильных устройств в мире достигнет 1 млрд. Таким образом, уже в этом году мобильные устройства станут доминирующей платформой, потеснив с первой позиции стационарные компьютеры и ноутбуки. Мобильники становятся все более важными платформами как для разработчиков, так и для пользователей.
Выпустив в 2007 году на рынок iPhone, компания Apple совершила революцию в сфере интерфейса и открыла всему миру новую индустрию — разработки мобильных приложений. “Когда стало очевидно, что iPhone пользуется небывалой популярностью, все вендоры начали модифицировать свои смартфоны в похожем формфакторе (совокупность технических параметров — тачскрин вместо физической клавиатуры, большой экран, мощный процессор, мультимедийные функции и т. д.),— рассуждает управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров.— Apple загнал всех на свое конкурентное поле. Неотъемлемой частью этой модели развития мобильных устройств выступают приложения (или apps) — благодаря им телефон значительно расширяет свой функционал, становясь, по сути, небольшим компьютером”.
Производители понимают: совсем скоро потребители будут выбирать не просто телефон, а мини-компьютер, с помощью которого можно выйти в социальные сети, поиграть, воспользоваться навигационными и справочными сервисами, банковскими и информационными услугами, помещенными в оболочку приложений. Вендору уже недостаточно предлагать только лишь качественное устройство — нужны дополнительные сервисы к нему, объясняет директор по маркетингу Paragon Software Дмитрий Бехтерев.
В одиночку производитель телефонов и смартфонов не может обеспечить свою аудиторию широким по функционалу набором программ, требуется привлечение внешних разработчиков ПО, продолжает Бехтерев. Поэтому вендоры пытаются создать успешный канал по продаже софта — это повысит ценность устройства для пользователей.
Так, в мае прошлого года компания Nokia открыла Ovi Store — онлайн-магазин мобильных приложений для своих сотовых телефонов. Чуть раньше продажи apps для платформы Android начала компания Google через Android Market. А еще через пару месяцев открылся аналогичный Windows Market компании Microsoft, предлагающий приложения для своей платформы Windows Mobile. Появился свой магазин и у Samsung — Samsung Apps.
Исследовательская компания Gartner назвала это большой гонкой. Достижения Apple изумляют: 5 млрд скачанных apps, 290 тыс. приложений на App Store. Пока основной конкурент App Store — магазин приложений Android Market, где количество приложений достигло 100 тыс. штук, а число загрузок — более 1 млрд. “Доля остальных платформ на фоне App Store и Android Market пока практически незаметна, хотя и очевидно, что открытие другими производителями собственных магазинов стало признанием модели “производитель—магазин приложений” успешной”,— говорит Алекс Пацай, директор по развитию и совладелец компании Unreal Mojo.
Российская действительность
Стратегия Apple состоит в том, что свою программу может написать и разместить любой желающий, заплатив незначительный взнос ($99) владельцу платформы. У такого подхода недостаток является продолжением достоинства. “Это низкий входной барьер,— поясняет Алекс Пацай.— Любой программист с Mac`ом, iPhone и $100 на карте может разработать и начать продавать приложение. Это приводит к большому выбору приложений для конечных пользователей. Но одновременно с этим на платформе оказывается много “шлаковых” приложений, они невысокого качества, плохо разработаны или просто бесполезны, и пользователям приходится потрудиться, чтобы подобрать нужную программу”.
Несмотря на безусловное лидерство на рынке приложений, Apple не скрывает, что для компании apps — лишь дополнительный способ привлечь внимание к своей основной продукции, “железу”. В июле глава Apple Стив Джобс объявил, что с момента открытия App Store компания выплатила более $1 млрд разработчикам apps. Это означает, что за два года существования магазина его выручка за приложения составила $1,43 млрд, если учитывать, что доходы от продаж распределяются следующим образом: авторы получают 70%, Apple забирает 30%, для того чтобы поддерживать магазин.
Так или иначе, в общем обороте компании ($37 млрд) приложения занимают незначительную часть. Российскому сегменту о таких суммах остается только мечтать. “Первое место в списке российского App Store обеспечивает порядка 150-200 продаж в день, это по самым оптимистичным прогнозам $200,— подсчитывает владелец компании iPhone Developers EAST (ID EAST) Виталий Дубинин.— Вся первая десятка платных приложений приносит около $1 тыс. в день, первая сотня — около $2,5 тыс. в день. Объем продаж российского App Store в любом случае не превышает $5 тыс. в день, скорее меньше — $3-4 тыс. Получаем $1-1,5 млн в год — легальный рынок на Apple. Продажи остальных игроков дают максимум $0,5 млн. Таким образом, объем рынка легальных платных приложений составляет около $2 млн, это меньше, чем у столичных автомоек”.
По словам экспертов, в топе российского App Store программа будет висеть максимум неделю, за это время ее создатели смогут заработать лишь $1 тыс. “Поэтому серьезные игроки проигнорировали российский рынок,— размышляет Виталий Дубинин.— Команды, в которые инвестировали деньги и которые должны были делать платные продукты на отечественный рынок, обанкротились еще в 2009 году. И это не кризис их подмял — просто нет продаж и не на что развиваться. Российский App Store очень маленький сам по себе, поэтому приложения нужно делать с прицелом на международный рынок”.
Софт только для России делает очень малый процент отечественных программистов, подтверждает редактор портала iphones.ru Артур Малосиев: “Россия дает лишь небольшой дополнительный заработок, а вот США — на них все молятся, чтобы там программа пришлась по душе”. К тому же в России более популярны бесплатные приложения или лайт-версии, которые должны подтолкнуть пользователя к покупке полноценной программы. Но российские пользователи обычно ограничиваются демовариантом. Это одна из причин, по которой джейлбрейк (разблокировка) так популярен именно в России — он позволяет устанавливать на телефон взломанные версии приложений.
Однако не это является основной проблемой для российских разработчиков, потому что App Store позволяет продавать приложения по всему миру, не ориентируясь только на пользователей из России. Чтобы быть успешным на западном рынке, туда нужно приходить с идеей, близкой пользователям этого рынка, и именно в этом основная проблема наших программистов. “Очень сложно, не зная глубоко культуру, ценности и интересы пользователей западных стран, сделать нечто такое, что этим пользователям будет близко и интересно”,— убежден Алекс Пацай.
Тем не менее некоторым нашим умельцам удается попасть в точку и пробиться на международный рынок. Так, игра iDracula зимой 2009 года позволила команде из трех российских разработчиков заработать свыше $0,5 млн за полмесяца, рассказывает Артур Малосиев. А недавно логическая игра Finger Physics попала в топ-10 платных игр американского App Store, что давало написавшим ее россиянам около $5 тыс. в сутки.
“Ключевые” приложения
Из-за того что в российском сегменте рынка приложений заработки авторов apps крайне малы, более перспективной считается клиентская бизнес-модель, когда приложение пишется “под ключ” для заказчика. “В России умеют хорошо программировать, но исследованиями рынка и продвижением зачастую пренебрегают. Поэтому подход “под ключ” в такой ситуации становится наиболее привлекательным”,— согласен директор по производственным операциям SPB Software Василий Филиппов.
Некоторые игроки занимаются и тем и другим одновременно (именно по такой модели, например, работает Unreal Mojo, выпуская как свои продукты, так и программы для заказчиков). “При выпуске своих приложений риск выше, но если повезет, то и приз больше. При разработке на заказ приз невысок, зато всегда гарантирован”,— отмечает Алекс Пацай. Средний прайс для написания корпоративного приложения под заказ в прошлом году начинался от €25 тыс., говорит Артур Малосиев, “но каждый день появляется все больше игроков-разработчиков, и ценники падают”.
“Затраты на написание простого приложения (например, чтобы просматривать фотографии) невелики — $2-3 тыс. Зачастую многие команды и делают быстро простые приложения в надежде, что они будут вдруг популярными,— рассуждает Кирилл Петров.— Все большую популярность набирают игры, требующие более продвинутой разработки и инвестиций, когда задействуются 3D-возможности телефона, его функционала, тачскрина, акселерометров. И графика должна быть красочная и яркая, и сама идея должна цеплять. Бюджеты подобных игр начинаются примерно от $40 тыс. и заканчиваются $200-250 тыс.”.
Однако, по мнению Виталия Дубинина, писать приложения “под ключ” — сейчас единственный способ комфортно работать. Его компания ID EAST нашла свою нишу — специализация на создании мобильных версий газет и журналов. “У нас “Ведомости”, championat.ru, “Бизнес ФМ”, журнал Maxim, “Популярная механика” и др.”,— говорит Дубинин.
Рекламные возможности
В российских условиях, когда владельцы смартфонов предпочитают пользоваться бесплатными программами, монетизировать приложения можно, размещая в них рекламу. Благо рекламные возможности приложений трудно переоценить, утверждают игроки. “В случае с мобильной рекламой мы имеем сразу коммуникационное средство в руке,— говорит Виталий Дубинин.— И мы невероятно сокращаем дистанцию между возникновением желания связаться с вендором и самой связью с ним. Очень сильно возрастает уровень импульсивных контактов. Пусть это только зарождающийся рынок, но он будет активно развиваться”.
Уже сейчас технически возможно размещать рекламу с очень точным мощным географическим таргетингом, поскольку в большинстве новых моделей смартфонов есть встроенные GPS-приемники. “В мобильных приложениях как нигде можно действительно очень хорошо нацеливать, фокусировать рекламу на конкретное географическое местоположение с радиусом даже менее 1 км”,— рассуждает гендиректор агентства мобильной рекламы MobileDirect Михаил Гетманов.
Владельцы смартфонов — очень дорогая аудитория, с неплохим достатком, у них хорошее образование, и они владеют иностранными языками, продолжает Виталий Дубинин. “Попасть в эту аудиторию очень интересно, потому что она уже естественным образом таргетирована. Сам факт обладания iPhone и навык установки приложений говорят о том, что этот человек — сверхкачественный объект для адресации ему рекламы”,— говорит Виталий Дубинин.
По мнению Михаила Гетманова, российским рекламодателям будет интересна также разработка брендированных приложений. “Как пример того, что было сделано за рубежом: компания Knorr выпустила мобильную кулинарную книгу, которая загружалась пользователями с мобильного сайта, куда они попали через рекламные объявления и баннеры,— рассказывает он.— Это пример хорошего, полезного мобильного приложения. Человек загружает мобильную книгу рецептов, и в результате качество контакта бренда Knorr с аудиторией оказывается очень высоким. Продолжительность контакта возрастает, потому что есть большая группа людей, которая регулярно обращается к подобной информации”.
Как рассказал “Деньгам” Василий Филиппов, компания SPB Software предложила решение SPB TV — мобильное ТВ, бесплатное для пользователей именно благодаря размещению в нем рекламы. “Когда зритель смотрит телевизор, он воспринимает рекламу как то, что мешает смотреть увлекательный фильм и отнимает время,— говорит Филиппов.— Часто на время рекламы он предпочитает отвлечься, заняться своими делами. Для рекламы в мобильном ТВ удобно, что при переключении с канала на канал пользователь все равно ждет несколько секунд во время буферизации. Если это время занять рекламой, он ее точно посмотрит. Мы сотрудничаем уже с несколькими компаниями, например Just5 и Gsmart. В скором времени количество рекламодателей, которые размещают рекламу в SPB TV, значительно увеличится”.
Apps в качестве рекламной площадки считают перспективными и в медиахолдингах. К примеру, разработку бесплатного для пользователей приложения с изданиями “Коммерсанта” руководство ИД планирует монетизировать как раз с помощью рекламы. “Для нас этот бизнес в новинку, и рекламодателей пока было не так много,— рассказывает коммерческий директор ИД “КоммерсантЪ” Павел Филенков.— До сих пор инициатором продаж выступал сам ИД, но сейчас к нам обратился один из продавцов рекламы в интернете с предложением продавать нашу площадку, сейчас мы обсуждаем с ними контракт. Говорить об окупаемости приложения рано, но у него очень хорошие перспективы. Пресса испытывает тяжелые времена, имеет место отток рекламы в интернет. И хотя пока идея ставить рекламу в мобильные приложения недостаточно улеглась в головах у рекламодателей, ситуация меняется быстро”.