LTE — мобильный стандарт будущего

392_300_19550_ltebigjpgПо планете начал шагать новый стандарт для мобильных сетей — Long-Term Evolution (LTE). Вскоре он должен прийти на смену стандарту 3G во всём мире. Как слишком часто бывает, Россия может снова отстать на несколько лет. И дело тут не столько в деньгах и целесообразности оказания таких услуг, сколько в наших старых, заскорузлых проблемах: коррупции и бюрократии.Аналитическая компания Juniper Research выпустила доклад, в котором утверждает, что к 2015 году число абонентов мобильных сетей LTE, которые называют четвёртым поколением мобильной связи, превысит 300 млн человек. Впечатляющий рост, если учесть, что к концу текущего года их будет только 500 тысяч. При этом больше всего абонентов LTE, как нетрудно догадаться, будет в Западной Европе. Немало их будет и в Азии, в частности в Китае. Чуть менее популярна технология будет в Северной Америке. Суммарно на эти три региона придётся 90% всех LTE-абонентов. Кстати, в целом аналитики полагают, что в 2015 году в мире всего будет около 6 млрд абонентов сотовой связи.

Сотовые сети четвёртого поколения нужны, конечно, прежде всего потребителям мобильного интернета. Они позволяют без использования каких-либо проводов выходить в глобальную сеть на скорости до 170 Мбит/сек (пока в теории, конечно). Это даёт новые, потрясающие возможности по использованию интернета. Например, мобильная связь может использоваться камерами видеонаблюдения. Или, например, бизнес-конференции с множеством участников тоже станут доступны за пределами стен офисов и без оптоволокна. А как вам идея смотреть потоковое видео в формате HD? Но даже это ничто в сравнении с теми возможностями, которые дадут бизнесу и потребителям облачные вычисления. Google уже предвкушает тренд и дорабатывает сетевую операционную систему Chrome OS. Но всё это светлое будущее, видимо, будет добираться до России ещё долго.

Простой пример: компания «Скартел», работающая под брендом Yota, 30 августа 2010 года запустила в Казани пилотный проект четвёртого поколения с видами на перспективу. В планах Yota — создание LTE-телефона под собственным брендом к концу 2011 года. Планы на отдалённое будущее — покрыть города с населением свыше 250 тыс. человек.

Однако запуск прошёл со скандалом: Роскомнадзор попытался запретить использование ранее выданных частот для строительства сетей в этом стандарте. Дата коммерческого запуска первой в России сети LTE пока не называется. Видимо, дело затянется. Для работы в Казани Yota смонтировала около 150 базовых станций. Работу с данными должен был осуществлять специально оборудованный центр обработки данных. Инвестиции в проект составили 20 млн долларов. И всё зря? Похоже, российские чиновники готовы заморозить этот проект. А ведь для потребителей компания предлагала условия, аналогичные тем, по которым она предлагает доступ к WiMAX.

Причина, по которой упёрлись чиновники, далеко не так очевидна, как выгоды от использования сетей LTE. Роскомнадзор отозвал лицензии на частоты в августе, хотя выдавал их в январе — мае. Официальная причина отбора — якобы при оформлении документов чиновники наделали много ошибок. «Скартел» обжаловал это решение в суде, но рассмотрение дела ещё не началось. По закону каждый новый стандарт связи должен пройти официальные испытания и быть утверждённым на государственном уровне.

Контролирующие органы медлят — к частотам проявило интерес неожиданно много компаний: Yota, операторы «большой тройки», «Связьинвест» и даже такие компании, как «Русэнерготелеком» бизнесмена Григория Берёзкина (на 25% также принадлежит «Ростелекому») и «Основа Телеком», принадлежащая Минобороны. Последние две компании, говорят эксперты, в случае успеха просто перепродадут выделенные частоты реально заинтересованным в них хозяйственникам. Основной частотный ресурс находится в ведении Минобороны, и оно не собирается им делиться. А потому решение вопроса отложили на неопределённый срок. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Наум Мардер объяснил: «Вопрос требует существенной доработки». С выделением под тест Минсвязи частот в диапазонах 2,3—2,4 ГГц, а также 790—862 МГц медлит Минобороны. Этот ресурс занят под военные нужды. Хотя, конечно, на деле это, скорее всего, просто отмазка: военные всегда нуждаются в деньгах и, видимо, чувствуют, что за этот диапазон можно получить их в большом количестве. Не напрямую, конечно: допустим, частоты безо всякого тендера отдадут «Основе Телеком», а та, уже как хозяйствующий субъект, продаст их операторам из «большой тройки». Как бы то ни было, конца в борьбе за эти частоты пока не видно. Только число заинтересованных лиц увеличивается. Пришлось вмешаться даже вице-премьеру Игорю Шувалову.

Операторы «большой тройки», кстати, в этой борьбе выглядят явными аутсайдерами: Минсвязи заявило, что довольно тем, что интерес к сетям LTE проявили не только мобильные операторы. Дескать, в Европе лицензии на использование нового стандарта их коллеги получили, да развивать сети не торопятся: слишком много вложили в 3G. А потому в России было бы здорово, если бы строительство сетей четвёртого поколения никто не тормозил. А то может получиться так, что лицензии операторы сотовой связи соберут только лишь для того, чтобы никто не отбирал у них абонентов мобильного интернета.

Логика в этом, конечно, есть. «Получив свою долю скепсиса на медленном взлёте и низкой окупаемости сетей 3G, операторы будут более осторожно подходить к развёртыванию LTE, более внимательно просчитывая свои инвестиции и сроки окупаемости проекта», — сказал в интервью «Частному корреспонденту» независимый аналитик рынка мобильной связи Михаил Фадеев. По оценкам эксперта, сетями 3G пользуется лишь около 5% абонентов мобильной связи в России. «Все остальные пока не видят для себя особенной пользы от быстрого мобильного интернета. 3G пока не стал массовой услугой. В то же время не стоит забывать, что в развитие сетей третьего поколения операторы вложили значительные деньги, которые как-то надо отбивать. Пока отбиваются они не очень хорошо и совсем не быстро. Думаю, что такое вялотекущее «внедрение» 3G в России может некоторым образом охладить пыл операторов по отношению к развитию сетей следующего поколения».

Эксперт SmartMarketing Светлана Завьялова добавляет: некогда все были в восторге от идеи использования видеозвонков. А получилось, что «массовый потребитель не особенно интересуется видеосвязью, даже владельцы iPhone не особенно активно используют FaceTime». С другой стороны, таких огромных сумм за лицензии на 3G, как в Европе, в России никто не платил. А потому и «охранять» этот стандарт операторы вряд ли будут. Да и для «большой тройки» развёртывание сетей LTE обойдётся дешевле, нежели для других игроков: им достаточно будет на старые вышки поставить новое оборудование. Если же строить по всей стране новые вышки другому игроку, то проект обойдётся в миллиарды долларов.

В 2010 году операторы мобильной связи России заработают на мобильном интернете более 60 млрд рублей, говорят в аналитической компании J’son & Partners Consulting. И это притом что существующие технологии не позволяют им тягаться со стационарными операторами. LTE такую возможность даст. Поэтому отказываться от такого лакомого куска никто не собирается. Впрочем, большой угрозы от мобильных сетей четвёртого поколения стационарным провайдерам Завьялова не видит: «Радиоэфир — ресурс дефицитный, проблемы с числом абонентов на точке начинаются быстро, тем более если они все активно качают. Пример Yota это продемонстрировал чрезвычайно наглядно: пользователи воспринимают радиоканал именно как широкополосный канал и грузят его непрерывно. А потребительские беспроводные технологии широкополосного доступа всё же больше рассчитывались на сценарии использования без постоянных нагрузок», — объясняет она.

В любом случае от LTE нам никуда не деться. Вопрос только в том, когда и кто сможет в России получить от разных госструктур добро на развитие новой рыночной ниши. Если учесть общий тренд к переходу на мобильную сеть, очевидно, что ниша уже не в столь отдалённой перспективе станет мейнстримом отрасли. И от того, кто сможет первым пробиться к внедрению технологии, будет зависеть и расклад сил на будущем рынке. Оттого так горячи и страсти — с отъёмом частот и вознёй вокруг военного диапазона. Пионерами, даже технологическими, в России, видимо, до сих пор становятся не те, кто готов, а те, кого в пионеры приняли.

chaskor.ru