«На мобильных приложениях в Беларуси можно будет зарабатывать через 3-4 года», Александр Кнырович


Белорусских мобильных приложений и в AppStore, и в Google Play пока немного. О том, как скоро изменится эта ситуация, рассказывает Александр Кнырович, член ассоциации БАВИН, готовой инвестировать в белорусские мобильные приложения.

– Скажите, как получилось так, что бизнесмен, работающий в сфере стройматериалов, решил инвестировать в мобильные приложения?

– На сегодняшний день ни к ИТ, ни к мобильным приложениям я никакого отношения не имею. Вы правильно заметили, что мой основной бизнес – Холдинг «Сармат», который занимается строительными материалами и инженерными коммуникациями. Но при этом я ношу гордое имя инвестора и финансирую стартапы – некие молодые команды и перспективные проекты. Это бутик элитного шоколада Shocos, недавно открывшийся Арт-Хостел TRAVELER и другие. В год я готов инвестировать в них до $50 000. Некоторое время назад в БАВИН обратился молодой человек с идеей мобильных приложений, основанных на местном контенте. Я провел два месяца, активно общаясь с ним и с теми, кого я считал профессионалами в данной области, чтобы понять, хочу я вкладывать личные средства на реализацию этого проекта. К сожалению, в данном случае мы не нашли взаимопонимания как инвестор и руководитель проекта. Но меня привлек тот объем полезной информации, который я получил. Я понял, что у нас есть компании, которые достаточно сильны в ИТ-секторе. Есть компании, работающие на западный рынок – сильные и большие. Но как только все они пытаются что-то сделать с местным контентом на мобильных телефонах, у них почему-то получается не то, что нужно пользователям. Более того, в нашей стране до сих пор нет ни одного человека, который разбирался бы в мобильной рекламе. А ведь перспективы роста этого рынка – в разы за год.

– А почему именно мобильные приложения?

– Каждый раз, когда говорю о своем интересе как инвестора к подобным проектам, я подчеркиваю, что хочу сделать что-то в сегменте B2C, то есть, для конечного пользователя. На мой взгляд, это чем-то похоже на СМИ, только работающее внутри мобильного приложения. Я не разбираюсь в ИТ, просто хочу инвестировать в то, что мне кажется сегодня перспективным и необходимым с точки зрения конечного пользователя.

– А Вы сами активно пользуетесь смартфонами, планшетами?..

– Планшетом пользуюсь регулярно. Как только мне подарили планшет, я полностью забросил свой большой ноутбук Sony Vaio. 90% времени я пользуюсь планшетом, для меня это очень удобно. А телефон выполняет функцию «набрать номер».

– На Ваш взгляд, есть ли уже рынок для подобных инициатив?

– Тут ситуация такая: в стране живет 9,5 миллионов человек. Средняя зарплата в среднем $300, и чуть больше 30 миллиардов – это всё, что зарабатывает наша страна за год сегодня. Хотим мы или нет, но мы будем расти до уровня окружающих стран, то есть, где-то до $1000 в месяц. И мы вырастем до 100 миллиардов в год располагаемого дохода населения. На этом фоне будет расти, в первую очередь, рынок потребительских товаров. А маркетинг потребительских товаров будет требовать непосредственной коммуникации с потребителем. Поэтому, закладывая фундамент для этого сегодня, мы можем получить результаты через пять или семь лет. На самом деле, моя задача даже не столько «отбить» вложенные деньги, сколько сделать «волну», которая даст результаты в перспективе.

– Ваш прогноз: через сколько лет в Беларуси можно будет зарабатывать на мобильных приложениях?

– Думаю, года через три-четыре белорусские граждане будут готовы платить за это деньги. Даже такая проблема, как способы оплаты, решится, они подтянутся вслед за рынком. Этот прогноз основан на мнении одного авторитетного и уважаемого мной человека, и я с ним полностью согласен.

– Инвестиции представителей традиционного бизнеса в «хай-тек» – это тренд?

– Нет, я думаю, тут скорее я – герой-одиночка. Если заглянуть внутрь любого рынка, то там окажется огромное количество свободных ниш, в том числе, и в строительстве. И гораздо удобнее инвестировать в то, в чем разбираешься, в чем уже есть опыт, компетенции. А компаниям из сферы «хай-тека» гораздо проще привлекать деньги с Запада, которые будут гораздо дешевле, чем местные деньги.

– Помогает ли Вам в поиске проектов Сообщество бизнес-ангелов БАВИН?

– Безусловно помогает. В БАВИН приходит большое количество инвестиционных проектов, и, как и должно быть, большинство из них достаточно сырые. Только пятая часть способна быть реализованной как сами идеи. Но видя проект, ты смотришь на человека, который к тебе с ним пришел, и либо ты начинаешь его «тянуть», местами работая за него, или говоришь «приходи, когда научишься тому-то и тому-то». Если человек контактен, ему можно объяснить, в чем его ошибки и заблуждения.

– Можете ли вы назвать какие-то общие ошибки белорусских стартаперов, которые мешают им добиваться успеха?

– Ошибок довольно много. Самая первая – люди пытаются лезть в те сферы, в которых ничего не понимают и в которых у них опыта. Есть множество нюансов в каждом деле, о которых невозможно узнать заранее до того, как сам начнешь этим заниматься. Во-вторых, народ просит сразу кучу денег. К примеру, стартаперы любят сразу просить деньги на всевозможное оборудование, которое можно на первых порах арендовать, или вовсе отдать данный бизнес-процесс на аутсорсинг. Естественно, что когда такой стартапер придет в БАВИН, где тоже сидят умные люди (бизнес-ангелы), ему скажут: вот тебе необходимый минимум, сделай первые шаги, а когда ты покажешь, что у тебя уже есть мелкий прибыльный бизнес, тогда и приходи к нам за второй частью. 90% из тех бизнесов, которые заявляются, способны масштабироваться с точки зрения финансов, то есть, финансирование можно разбить на несколько этапов. В-третьих, стартаперы редко готовы к конкретике. Какой у них рынок, кто уже на нем есть, к чему хотят придти через полгода, через год; какая для этого нужна команда. Меня, как инвестора, это интересует в первую очередь. Каждый стартапер приходит, и где-то у него есть белые пятна. Часто, например, в производственных проектах выпадает часть, связанная с сертификацией, с охраной окружающей среды. Стартаперу, увлеченному своей идеей, просто не до этого.

– А может быть, есть какая-то специфика ИТ-проектов, с которыми вы познакомились?

– Есть такая беда, как завышенные требования. Люди приходят и говорят «У меня будет новый Фейсбук, давайте мне за один процент десять тысяч долларов». Или были веселые ребята, которые просили $80 000 на продвижение в интернете. Только на продвижение. Надо более трезво оценивать и себя, и возможности белорусских инвесторов.

– Для Вас деятельность инвестора – хобби или работа?

– Пожалуй, мне это интересно с точки зрения какой-то социальной самореализации. Я чувствую себя преподавателем-ментором, который учит чему-то новому студентов-стартаперов, и вкладывая деньги в новые проекты, я способствую развитию малому частному бизнесу в Республике Беларусь.

marketing.by

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Anti-spam: complete the taskWordPress CAPTCHA