В то время как мир пытается приспособиться к изменчивым экономическим реалиям, мобильные телефоны становятся все более роскошными.
Ожидается, что ещё до конца месяца Facebook объявит о своей уникальной целевой рекламной модели телефона. Amazon ведет переговоры с китайским производителем Fox Conn с целью создания собственного мобильного устройства, которое послужит достойным дополнением к внушительной цифровой экосистеме товаров и услуг Amazon. Китай отобрал у США пальму первенства на мировом рынке смартфонов с более чем 1 млрд абонентов и около 400 млн пользователей мобильного Интернета. По прогнозам консалтингового агентства IDC, к 2014 году будет скачано более 76 млрд мобильных приложений, что позволит уже в том же году увеличить доход в сфере продаж программных приложений до 35 млрд. В не столь отдаленном будущем мобильный бизнес приобретет грандиозные масштабы.
Тем не менее, ожидается «кровь», поскольку мир бизнеса накроет мобильная золотая лихорадка.
Этот сценарий мы наблюдали и раньше. В начале истории Интернета именно веб-сайты подливали масла в огонь золотой лихорадки – до тех пор, пока компании не осознали, что поддержание веб-сайта, приносящего реальный доход, гораздо сложнее, чем запуск какой-нибудь однодневки. Та же история наблюдается сейчас в социальных сетях: запустить что-то на Facebook, Twitter или Pinterest легко, но создать долговременный жизнеспособный проект очень сложно. Та же судьба постигнет и «мобильную лихорадку», если компании предпочтут средства целям, то есть упустят поведенческую составляющую. Иными словами, дело не в мобильном телефоне как таковом, дело в понимании сути мобильности.
В начале цифровой эры было важно понять, что основным поведенческим мотивом людей было желание получить оперативный доступ к информации и удобство, которое пришло вместе с цифровыми операциями. С приходом эпохи социальных сетей мотивы оставались теми же, плюс добавилась возможность социализации. Мобильность означает возможность постоянного и удобного доступа к информации и общению, и к вашим услугам целый ряд всевозможных устройств с любым размером экрана.
Мобильность в корне отличается от принципа стационарного «рабочего стола». В некоторых случаях мобильность – это возможность развлечься, например, когда вы едете в электричке и смотрите видео. В других случаях, это может быть возможность решить какие-то проблемы, например, совершить покупку подарков в парке во время обеденного перерыва. В любом случае, это свобода, которую вы получаете, неважно, спешите ли вы куда-то или стоите в очереди, просматривая новостные заголовки или фотографии от друзей.
Принцип мобильности намного шире возможностей мобильного устройства. Разница между ними такая же, как между компьютером и программным обеспечением. Мобильный телефон связан с другими устройствами – это всегда один предмет, где бы он ни был. Мобильность же изменчива и зависит от контекста: в разных культурах мобильные технологии используются по-разному. Например, в Африке SMS-технология позволяет фермерам оплачивать счета. В Америке она помогает подросткам поддерживать связь со своими друзьями – в среднем 60 раз за день. Сам мобильный – это гайки, болты и инфраструктура, в то время как мобильность – это контекст, определяющий, работает ли всё это вместе или нет.
Для того чтобы избежать «кровопролития» в мире мобильных устройств, следует учиться на прошлом Интернета, учитывая как цифровую, так и социальную составляющую. Прежде чем наращивать инвестиции в производство мобильных телефонов, постарайтесь лучше понять природу мобильности и мобильного поведения. Не поддавайтесь искушению слишком полагаться на гуру; если вы наймёте гуру, это может увести вашу организацию слишком далеко. Многие организации, которые прибегли к помощи «социальных медиа гуру», прошли через этот горький опыт. Один человек не может изменить масштабы. Тем не менее, если организация хочет добиться реально значимого результата, отдельно взятый умный человек может помочь сформировать «центр передового опыта». Создание такого центра, в котором мобильность ставится во главу угла и интегрируется с другими деловыми инициативами, помогает выработать стратегическое бизнес-мышление в сфере мобильных технологий.
Во-вторых, поймите, что быть мобильным – это не то же самое, что иметь приложение. Более того, избегайте соблазна загнать все в приложения. Большое количество контента – будь то видео- или текстовый контент – можно легко оптимизировать для использования на мобильном устройстве. Такие популярные приложения, как Flipboard или Pulse, указывают на объединение потребительских приложений в будущем, то есть использование одного приложения для объединения нескольких источников контента. Вместо создания ряда приложений, которые вряд ли заинтересуют большое количество пользователей, инвестируйте в превращение вашей «цифровой экосистемы» в более совместимую с мобильными устройствами.
И, наконец, не ставьте тактику впереди стратегии. В начале эпохи Интернета каждый сайт, казалось, имел анимированный GIF или неуклюжий счётчик статистики. Сразу после появления социальных сетей компании тратили миллионы на дорогостоящие и хитроумные приложения Facebook, но не получали от них ни реальной пользы, ни удобства. Сегодня компании из кожи вон лезут, чтобы придумать нечто «мобильное», независимо от того, согласуется ли это с их долгосрочными бизнес-целями и действительно ли это то, чего хотят пользователи. Во всех приведённых примерах результат одинаков:
низкое число посещений/установок/загрузок и весьма посредственные результаты в бизнесе. Завтрашние победители сегодняшней золотой мобильной лихорадки похвастаются значительным (и устойчивым) числом пользователей благодаря важности своего контента, будь то простые утилиты или развлечения, мимо которых невозможно пройти.
Мобильные реалии сегодняшнего дня суровы. Конкуренция жёсткая, а пользователи требовательны. Если ваша компания намерена выпустить приложение по фитнесу, это означает, что вы конкурируете не только с Nike FuelBand или Run Keeper, но и с десятками других приложений от новых компаний.
Прежде чем играть по-крупному, в любом бизнесе, прежде всего, следует спросить себя, действительно ли вы понимаете мобильность как поведение и образ жизни, после чего задать себе непростые вопросы о том, какую роль мобильные устройства играют в вашем бизнесе. Именно это может положить начало созданию успешной стратегии создания мобильных устройств, основанной на понимании принципов мобильности.
Учитесь на ошибках прошлого, за которые уже было дорого заплачено, и тогда вам не придется платить дважды.
Перевод статьи Дэвида Армано (David Armano) The Future Isn’t About Mobile; It’s About Mobility
searchengines.ru