Одна из самых интересных новостей c минувшего CES касалась не очередного гаджета, а Linux. Компания Canonical продемонстрировала новую версию Ubuntu, предназначенную для мобильных телефонов. В отличие от других новоявленных конкурентов Android, у неё в самом деле есть шанс на успех.
У мобильной Ubuntu хватает соперников, которые тоже основаны на Linux. Первый смартфон с Tizen, платформой, которую совместными усилиями разрабатывают Intel и Samsung, ожидается уже летом — правда, только в Японии. Тем временем авторы Firefox делают мобильную систему из браузера, причём приложения для Firefox OS предполагается писать на HTML5. А выходцы из Nokia, обиженные тем, что финский производитель телефонов променял собственные разработки на Windows Phone, предлагают платформу Jolla.
С обычным настольным Linux эти проекты почти ничего не связывает — во всяком случае, внешне. Интерфейс и приложения, с которыми взаимодействуют пользователи, написаны специально для мобильных телефонов. Тем не менее в каждой из этих платформ почему-то сквозит знакомая «линуксоидность». Обратите внимание, например, на погоню за интересными и впечатляющими, но совершенно ненужными фишками в Jolla, напоминающую самые бессмысленные эффекты Compiz, или на полную оторванность Firefox OS от реальности, где ресурсы телефонов по-прежнему слишком ограничены, чтобы тратить их на излишества Javascript.
На таком фоне мобильная Ubunta кажется исключением из правила. Судя по отчётам очевидцев, она получилась самой «нелинуксоидной» платформой из всех перечисленных. И именно в этом заключается её главное преимущество.
Ubuntu всегда была необычным «линуксом». За большинством других дистрибутивов стоят энтузиасты-любители или компании вроде Red Hat, зарабатывающие на корпоративной техподдержке. Ни тех ни других не волнуют нужды обычных пользователей, и это накладывает отпечаток на всё, что они делают. Ubuntu же — это проект одиночки-визионера, решившего потратить своё состояние на развитие Linux.
Основатель компании Canonical Марк Шаттлуорт — дотком-миллионер. В конце девяностых Verisign купил его криптографическую фирму Thawte за 575 миллионов долларов. Часть заработанных средств он потратил на полёт в космос (в 2002 году Шаттлуорт стал вторым космическим туристом в истории, посетившим МКС), а часть — вложил в Ubuntu.
Марк Шаттлуорт (фото: flickr.com/foobarbaz)
Замысел с самого начала состоял в том, чтобы создать дистрибутив Linux, удобный не только для программистов и сисадминов, но и для обычных пользователей. Canonical удалось достичь некоторых успехов, но по-настоящему интересный оборот дело приняло лишь в 2009 году, когда Шаттлуорт собрал команду экспертов по юзабилити. Вместе с ними он взялся за устранение ошибок, которые к тому времени накопились в пользовательском интерфейсе системы.
Чтобы достичь цели, Шаттлуорту пришлось пойти против всех традиций Linux. Дело в том, что с помощью анархической модели разработки, свойственной продуктам с открытыми исходниками, трудно, если не невозможно, получить действительно хорошие пользовательские интерфейсы. В этом деле необходимо продуманное видение того, что должно получиться, внимание к мелочам, которых не замечают другие, и готовность отказываться даже от прекрасно работающего кода, если в конечном счёте это сделает результат лучше. Компромиссы же, без которых трудно обойтись, когда решение принимает коллектив, наоборот, неприемлемы. С такими задачами лучше всего справляются одиночки с авторитарными наклонностями — вспомните, к примеру, Стива Джобса.
Линуксоидным «Стивом Джобсом» пришлось стать Марку Шаттлуорту. За считанные месяцы он радикально переделал Ubuntu и наверстал большую часть отставания от Windows и OS X по удобству пользования, причём — это большая редкость — не только за счёт копирования чужих интерфейсных находок. Причину каждого решения он подробно описывал в своём блоге.
Далеко не все нововведения пришлись по вкусу консервативным пользователям Linux, никогда не просившим, чтобы их жизнь упрощали. Ситуация осложнялась неизбежными при переменах таких масштабов ошибками и недоработками. Часть пользователей бросила Ubuntu в пользу других дистрибутивов. Впрочем, теперь, когда пыль улеглась, очевидно, что Шаттлуорт был по большей части прав, а его критикам просто не хватило терпения.
Мобильной версии Ubuntu жалобы консерваторов не грозят. Наоборот, привычные элементы обнаружат пользователи каждой современной мобильной платформы. Стартовый экран позаимствован из iOS, меню заставляет вспомнить об Android, жесты уже знакомы по Windows 8, а минималистичное оформление вызывает ассоциации с Windows Phone. Результат, впрочем, не выглядит монстром Франкенштейна. Общий замысел прослеживается даже в этой ранней бете.
По умолчанию на экране присутствует только контент. Элементы управления спрятаны в меню, которое можно развернуть с помощью «свайпа» от нижнего края экрана. Аналогичный жест, но от левого края вызовет «док» со списком приложений, которые можно запустить. «Свайп» справа активирует прошлое приложение, а? проведя пальцем от правого до левого края экрана, можно открыть список всех работающих программ.
При этом внутри остаётся всё та же Ubuntu, сохранивший все плюсы Linux, которыми пожертвовали в Google при создании Android. Разработчики обещают, что Ubuntu поддерживает многопользовательский режим и на смартфоне (все другие мобильные платформы — принципиально однопользовательские). Приложения будут использовать виртуализацию и модель безопасности Unix. Кроме того, система обеспечит полноценное распараллеливание выполняемых задач.
Полная зависимость от жестов — самое очевидное упущение той версии интерфейса Ubuntu для мобильных телефонов, которую показывали на CES. Осваивать его методом тыка — гиблая затея. Пользователь должен с самого начала знать, что делать, иначе ничего не выйдет. Впрочем, ту же самую претензию можно предъявить Windows 8.
В отличие от Android, Ubuntu использует «нативные» приложения и не требует Java. В результате система прекрасно работает на дешёвых маломощных смартфонах. Пользователи таких устройств редко используют приложения, но в Canonical предусмотрели решение этой проблемы. Как утверждает Шаттлуорт, мобильный интерфейс Ubuntu делает путь от привычных задач к браузеру и электронной почте особенно понятным для новичков.
Но самое интересное качество мобильной Ubuntu проявится только на мощном смартфоне. Если подключить к нему монитор и беспроводные компьютерные клавиатуру и мышь, то на экране появится традиционный рабочий стол Ubuntu. Получается, что смартфон с Ubuntu можно использовать и в качестве мобильного устройства, и в качестве настольного компьютера.
Релиз новой платформы ожидается не раньше чем через год. Особо горячие любители Ubuntu могут через пару недель попытаться скачать первую публичную бета-версию и самостоятельно установить её на свой телефон вместо Android. Надо только понимать, что бета есть бета. Известно, что в ней работают далеко не все обещанные функции (в частности, подключать монитор и клавиатуру пока бессмысленно — до этой функциональности у программистов Canonical пока не дошли руки), а интерфейс слегка притормаживает.
В интервью на Slashdot Шаттлуорт заметил, что мобильные устройства привлекают его, среди прочего, отсутствием необходимости бороться с пиратской Windows. Конкурировать с популярной коммерческой системой, которая достаётся пользователям совершенно бесплатно, — не самое приятное занятие.
Однако стоит ли рассчитывать на то, что на мобильном рынке конкуренция будет слабее? Или что новорожденная Ubuntu сможет бороться с iOS и Android на равных? В это верится с большим трудом. Даже если оставить проблему отсутствия приложений на потом, остаётся ещё два препятствия: производители и операторы связи. Без их поддержки Ubuntu не выжить на мобильных телефонах.
Обычные люди, мягко говоря, существенно реже инсталлируют альтернативные мобильные платформы на свои телефоны, чем ставят Linux на компьютер (хотя и это-то само по себе не самое распространённое занятие). Если Canonical не договорится о сотрудничестве с относительно крупным производителем мобильных телефонов, все усилия окажутся напрасными.
Операторы связи не менее важны. Во многих странах мира, в том числе в Соединённых Штатах и части Европы, почти никто не покупает телефон в магазине за полную стоимость. Люди привыкли получать их у оператора за копейки в нагрузку к долгосрочному контракту. В результате производители, с которыми не хотят сотрудничать операторы связи, лишаются шансов на успех.
На CES представители Canonical осторожно намекали, что поиск заинтересованных операторов связи и производителей, желающих заняться изготовлением телефонов с Ubuntu, уже начат. Следы этих усилий заметны на сайте Ubuntu в специальном разделе для партнёров, общая мысль которого сводится ко фразе «Мы готовы на всё, только бы вы согласились». Во-первых, Ubuntu способна использовать драйверы Android. Это снижает усилия, необходимые для портирования системы, практически до нуля. Во-вторых, когда драйверов всё же нет, их по первому требованию напишут люди Шаттлуорта. В-третьих, в Canonical намекают на возможность неограниченной кастомизации дистрибутива.
Повод для оптимизма даёт, как ни странно, Google. В последнее время он всё туже затягивает гайки, требуя от партнёров более строгого следования договорённостям, чем раньше. Производители терпят, но всё чаще подумывают о путях отступления. Сейчас им фактически некуда бежать. Для большинства из них Windows Phone — это не вариант, да и пример Nokia скорее пугает, чем радует. Что касается iOS, то её использует только Apple, и в обозримом будущем это не изменится.
Если Google не сменит курс, детище Шаттлуорта подоспеет как раз к тому моменту, когда у производителей назреет понимание того, что зависимость от Android — это плохо. Сочетание открытости с почти эппловским вниманием к деталям делает Ubuntu очень неплохой альтернативой Android. Если Canonical не упустит момент, эту платформу, возможно, ждёт большое будущее.