Денис Зырянов, директор по финансовым услугам MegaLabs подробно рассказал о перспективах NFC и о том, почему сегодня эта технология пока еще не получила массовое распространение.
– Одно направление мобильной коммерции, о котором хотелось бы с вами поговорить, это, конечно NFC. С момента старта первых проектов прошло уже довольно много времени, наверно, можно подвести какие-то итоги. Также интересно узнать ваше мнение о проекте, который запустил Bank of America. Они сознательно отказались от NFC в пользу QR-кодов, что, по их мнению, обеспечивает большую безопасность, так как пользователь полностью контролирует процесс оплаты.
– NFC это достаточно широкий термин. Мы его разделяем на несколько подвидов — на NFC в сфере платежей, который, практически, является альтернативой пластиковым картам, NFC на транспорте, и NFC в других сферах. Я не очень верю в даже теоретическую возможность создания какой-то альтернативы международным платежным системам на Российском рынке. Главная причина — в развитости сети приема платежей, тех самых POS-терминалов.
Очень важно, чтобы эта приемная сеть в России и за рубежом была одинаковой. Поэтому вряд ли в России получится создать полноценную платежную систему, которая сможет составить конкуренцию Visa или MasterCard. Все попытки, которые были, и «Сберкарта», и «Золотая корона», все не смогли занять существенную долю на рынке. Может быть, что-то получится сделать на глобальном уровне, например, у Google, и тогда мы тоже присоединимся. В России для подобной системы потребуются огромные инвестиции и в приемную сеть, и в обучение персонала, и в привлечение партнеров. Поэтому в части NFC как платежной технологии моя позиция заключается в том, что не нужно изобретать велосипед, нужно ориентироваться на стандарт EMV. Если делать NFC-платежи, то надо делать их совместимыми с решениями от Visa и MasterCard. Может, это немного уводит нас в сторону мобильного банкинга, но технология позволяет, используя стандартные банковские продукты, давать пользователям что-то новое и удобное в едином интерфейсе.
– То есть, это можно вложить в ту концепцию OTT, про которую вы уже говорили?
– Совершенно верно. Это одна из логичных частей этой концепции. Поэтому мы верим в стандартизованное решение. Для закрытых систем, например, транспортных, эта стандартизация не столь важна, и, более того, в ближайшей перспективе ее реализовать не получится. В каждой стране свои транспортные компании, и в ближайшие десятилетия о единых билетах и тарифах они не договорятся. С другой стороны, люди будут пользоваться теми технологиями, которые им предоставят. Если будет предложено что-то удобнее бумажного билета, то люди будут этим пользоваться. Поэтому я думаю, что в транспортной сфере у NFC больше перспектив.
Здесь мы в большей степени зависимы от транспортных компаний. Мы, на самом деле, готовы поддержать практически любое их решение, но не готовы брать на себя миссию по унификации всей транспортной инфраструктуры в России. В тех регионах, где этот процесс инициирован местными властями и успешно продвигается, все развивается замечательно. Скорее всего, это будет ближайшим трендом в ближайшие годы: в телефонах будет поддерживаться все больше и больше универсальных билетов, и мы будем этот продукт предлагать. В каких регионах? В большей степени речь идет о Москве, власти которой неоднократно заявляли, что готовится большой проект по созданию единого билета.
QR-код – (quick response) двумерный штрихкод.
POS-терминал – торговый терминал, установленный на месте, где кассир осуществляет приём платежей от клиентов.
EMV – (Europay, MasterCard, VISA) международный стандарт для операций по банковским картам с чипом.
NFC – Near Field Communication, технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров.
OTT – Over The Top, сервисы, которые не зависят от оператора, но повторяют его услуги, зачастую, по более низким ценам или бесплатно (Skype, WhatsApp, ICQ и т.д.).
– А что с аэропортами? Аэроэкспрессы пришли к этому сами, осознанно. Но в других странах уже реализованы системы регистрации на рейс через NFC, у нас в России вообще в ближайшие десять лет это направление имеет перспективы?
– Перспективы есть, но начнется все с общественного транспорта, потому что для любой коммерческой организации делать какой-то отдельный проект не очень интересно, да и людям не интересно иметь несколько приложений для оплаты билетов в небольших транспортных компаниях. Поэтому сначала проект будет реализован для массового транспорта, то есть, метро, автобусов, где уже есть инфраструктура. Потом к этому инфраструктурному и пользовательскому решению будут присоединяться все остальные функции. Сначала должен создаваться базовый сервис, а уже к нему добавляться функционал.
– Сегодня проект по NFC-оплате проезда в метро работает в Санкт-Петербурге. Правильно ли, что потенциальное приложение оплаты проезда будет само распределять, какие поездки приходятся на этот метрополитен, а какие на московский?
– Конечно. На уровне системы потребуется интеграция с двумя билетными системами, на уровне пользовательского интерфейса и опыта это будет единый кошелек. К сожалению, мы не можем двигаться быстрее, чем движется транспортный мир. При этом, с точки зрения оператора, NFC — проект очень капиталоемкий, не говоря уже о платформах, которые нужно для этого купить и доработать. Там есть еще важный момент — это SIM-карты, которые нужно поменять для того, чтобы пользоваться сервисом. Текущая рыночная ситуация такова, что SIM-карта с NFC стоит в несколько раз дороже, чем обычная, классическая. И не из-за того, что она с NFC, а потому, что требуется больший объем памяти. Тут ситуация с курицей и яйцом — пока эти SIM-карты не будут закупаться миллионами в год, цена на них падать не будет.
– Но ведь в телефоне уже есть NFC, зачем еще специальная SIM-карта?
– Чтобы NFC-сервисы заработали, должно присутствовать несколько элементов.
– Внутри карты? Программных? То есть, в карту не встроен модуль NFC?
– Нет, встроен программный элемент безопасности. Он, теоретически, может находиться в телефоне, и многие делают ставку на эту модель. Нам ближе тема с SIM-картой, поскольку это уже проверенная годами технология. Благодаря ей можно сменить телефон, вставить свою SIM-карту и продолжать пользоваться теми же сервисами, так как на SIM-карте хранятся приложения, например, транспортные, а также ключи доступа. Если сейчас операторы используют 64-килобайтные SIM-карты, то в случае с NFC необходимо переходить на 256 Кб.
– Но сейчас уже идет замена SIM-карт для того, чтобы поддерживать LTE?
– Размер их памяти все равно недостаточен. Каждый оператор продает в год 20-30 миллионов SIM-карт. Даже если новая SIM-карта получится дороже на доллар, это 30 миллионов долларов в год. Это большие деньги.
– За счет масштаба, да.
– Соответственно, только когда мы сможем быть уверены в том, что есть транспортная компания такого масштаба, как метрополитен, которая создала билетную систему с поддержкой NFC, мы начнем работу по запуску услуги. Есть масса проблем, например, в некоторых регионах транспортные компании отказываются платить хоть какую-то комиссию. В этом случае ее приходится перекладывать на клиента. Если транспортная компания готова что-то компенсировать, чтобы не перекладывать ее на клиента, все сходится. Тогда мы понимаем, что можно начинать, мы в большом объеме заказываем SIM-карты, как минимум, с теми NFC-телефонами, которые итак продаются, и начинаем их раздавать. Пока такого сочетания факторов нет, понятно, что миллионы долларов никто не может себе позволить просто так положить в будущее, в проект, который в России может случиться, а может и нет.
Тем не менее, процессы уже запущены. В Москве делают систему, в Санкт-Петербурге она уже есть, просто ее нужно немного доработать. Поэтому я уверен, что в следующем году появятся первые NFC-услуги.
– Сегодня NFC-проекты пока находятся в пилотном запуске, тогда как в США Google Wallet уже давно работает в режиме коммерческой эксплуатации. Возвращаясь к истории с Bank of America и их QR-кодам, можете ли вы выделить экзотические мобильные платежные инструменты? Есть ли какие-то перспективы у них?
– Честно говоря, для офлайн покупок оплата банковской картой не такой плохой инструмент. Тем более, если говорить про США, где у многих торговых точек действует система, при которой не надо ничего подписывать — прокатал карту на кассе и все. Это не намного медленнее, чем оплатить с телефона. Все, что касается QR-кодов, это, наверное, технологично и инновационно, но, с точки зрения простого клиента, это менее удобно. Зачем это нужно, если есть карточка, и я могу ее прокатать через терминал? Каких-то преимуществ для ритейлеров это тоже не несет.
– Но это же дополнительная безопасность? Ведь исключается прикосновение, соответственно, исключается возможность считывания данных карты. Ведь мошенники смогут NFC считывать так же, как воруют данные с магнитных полос карт в банкоматах.
– Вряд ли можно найти что-то безопаснее, чем EMV чип на карте или NFC. Да, можно считать данные с магнитной полосы, но я не знаю примеров, когда кто-то считал данные с банковской чипованной карты. То же самое относится и к радиоинтерфейсу NFC. Если применять какие-то минимальные защитные механизмы на уровне телефона (например, активация NFC только при включенном телефоне), на уровне приложения, то безопасность использования будет очень высокой.
Можно запрашивать подтверждения каждого действия, но тогда мы уже ухудшаем для клиента сценарий использования сервиса. Будут вводиться лимиты. Например, без PIN-кода сегодня можно оплачивать покупки до 1000 рублей, все, что больше, подтверждать. Как всегда, при выборе между удобством и безопасностью почти всегда идут в удобство, а тем, кто по каким-то причинам получил негативный опыт, просто деньги возвращают и компенсируют за счет объема платежей.
Сергей Половников, Content-Review.com