Сет Несбитт: «В лобовом столкновении с Google или Apple операторы не смогут победить»

200Вице-президент по маркетингу продуктов Amdocs поделился своим видением того, как выжить в новом цифровом мире коммуникаций.

— Какие основные выводы, по вашему мнению, сделала индустрия после прошедшего недавно Mobile World Congress?

— Основной тенденцией в обозримом будущем станет резкий рост трафика в сетях сотовых операторов, некоторые аналитики и представители операторов прогнозируют рост трафика в тысячи процентов. Например, Vodafone ожидает, что рост трафика в сетях крупнейших операторов составит 5000% в течение ближайших нескольких лет. Это будет обусловлено рядом факторов, в первую очередь резко вырастет число смартфонов. Сейчас в мире смартфоны используют не более 5% абонентов сотовой связи. Широкое распространение этого типа устройств приведет к тому, что абоненты начнут закачивать в десятки или сотни раз больше информации и использовать настолько же большее количество сервисов, требующих обмена данными между терминалом и сервером поставщика услуг. В качестве примера достаточно вспомнить смартфоны Apple с привязкой к iTunes и AppStore. Сейчас по той же модели хотят начать работать все — крупнейшие производители телефонов, сотовые операторы, интернет-провайдеры.

Второй важный фактор, который повлияет на рост объемов трафика, — увеличение количества устройств со встроенным модулем беспроводной связи. Очень простой пример — КПК. До того как эти устройства снабдили модулем беспроводной связи, они были мало кому интересны. Сейчас появился класс устройств, аналогичных iPad, и их популярность достаточно быстро растет. Спектр устройств, которые оснащены встроенным модулем связи, постоянно увеличивается. Это фотоаппараты, электронные книги, даже автомобили. Эксперты прогнозируют, что к 2017—2020 году в мире будет 1 трлн беспроводных устройств. Все это приведет к резкому росту объемов передаваемого по беспроводным сетям трафика.

— Операторы должны только радоваться этому…

— Для операторов это одновременно и возможность и угроза. В развитых странах — в США, Европе и Азии — компании вложили огромные деньги как в наземную, так и в беспроводную инфраструктуру. Естественно, инвесторы ждут возврата вложенных средств. И тут возникает один нюанс: по мере роста ширины «трубы», по которой передаются данные, падает цена самого трафика. В результате оператор получает рост трафика на тысячи процентов, а рост выручки на проценты или десятки процентов. В этой ситуации те игроки, которые не скорректируют свою стратегию и продолжат, как раньше, продавать минуты разговора и мегабайты данных, окажутся в весьма незавидном положении.

— И что бы вы им предложили?

— Существует несколько моделей, которые, по нашему мнению, могут быть эффективными в сложившейся ситуации. Первая — глобальные операторы, предоставляющие комплекс сервисов и продуктов, которые мы называем «цифровой мир коммуникаций» (connected world). Смысл этой парадигмы в том, что абонент должен быть полностью независимым как от типа устройства, так и от конкретной технологии передачи данных. К примеру, сервисы Skype могут быть доступны на экране смартфона, через компьютер, встроенный в приборную панель автомобиля, на экране домашнего телевизора и т. д. То есть вам должно быть все равно, когда и куда вам позвонили — звонок будет автоматически перенаправлен на то устройство, которым вам удобнее воспользоваться в данный момент.

Думаете, что это звучит как визионерские рассуждения о том, как бы все могло быть в далеком будущем? И что вряд ли кому-то удастся в ближайшем времени создать решения, которые могут быть оперативно запущены в коммерческую эксплуатацию?

На самом деле такие решения уже есть, и они могут начать работать в ближайшее время. Например, решения для создания единой сервисной платформы, к которой подключаются десятки операторов и сотни контент-провайдеров. То, что оператор использует подобное решение, абонент вообще не будет знать. Для него будет доступно максимальное число услуг, пользоваться которыми будет совсем просто. Так, если человек меняет мобильный терминал, система автоматически загружает на новый телефон весь контент, контакты, настраивает рабочий стол и т. д. При этом такая синхронизация происходит автоматически вне зависимости от модели телефона.

— Мы ведь сейчас говорим в основном о крупных компаниях масштаба Vodafone. Для небольших операторов на локальных рынках то, что вы предлагаете, едва ли может быть панацеей.

— Вторая модель, которую мы предлагаем, — предложение специализированных услуг в секторе B2B. Телекоммуникационные услуги востребованы в ряде секторов, например в транспорте или медицине. В этом случае оператор опять-таки не занимается просто продажей трафика, он становится интегрированным провайдером отраслевого решения, включающего консалтинг, R&D, интеграцию и т. д. В качестве примера можно привести канадскую компанию Telus, ставшую крупнейшим игроком на рынке телекоммуникационных услуг в секторе здравоохранения.

Третья модель — партнерские отношения — является относительно новой. К примеру, в мире есть миллионы пользователей электронных книг Kindle, которые продает компания Amazon. Она же продает владельцам этих устройств сам контент. Вряд ли многие из владельцев Kindle знают, что они являются абонентами оператора British Telecom. Именно его сеть используется для того, чтобы закачивать контент в эти устройства. Модель выстраивания новых, более глубоких партнерских отношений означает ведение совместного бизнеса с сильным партнером из другой отрасли, которому выгоднее платить стороннему оператору, чем заниматься непрофильным бизнесом самому.

— Участники конгресса достаточно активно обсуждали контентный бизнес как один из основных источников дополнительных доходов операторов. Какой, по вашему мнению, должна быть стратегия операторов в этом направлении?

— Сейчас операторы пробуют различные стратегии, начиная с прямой конкуренции с ведущими поставщиками контента и сервисов и заканчивая несколько более сложными моделями. Наша позиция: в лобовом столкновении с Google или Apple операторы не смогут победить. С другой стороны, у них есть одно очень серьезное преимущество: ни интернет-компании вроде Google и Yahoo!, ни производители телефонов, включая Apple и Nokia, не знают своих клиентов так хорошо, как оператор. Поставщик телекоммуникационных услуг знает, сколько мы тратим, где бываем, какие страницы загружаем и т. д. Кастомизация и тонкая подстройка под клиента — вот та дополнительная ценность, которую оператор может внести в глобальную модель оказания услуг. Оператор может работать с сотнями поставщиков контента и услуг, его задачей будет донести эти сервисы именно тому, кто в них нуждается, причем максимально быстро, удобно и с минимумом сбоев.

— То же самое можно сказать и про рекламу…

— Совершенно точно. Когда мы говорим о таргетированной рекламе, вопрос, станет ли мобильная реклама глобально успешным кейсом или нет, зависит в первую очередь от того, будет ли достигнута достаточная степень фокусировки. Здесь речь идет о добровольном согласии абонента на сбор информации о нем и получении рекламных сообщений в обмен на скидки, призы и тому подобные вещи. Очевидно, что если человек интересуется автомобилями, а будет получать рекламу новых моделей женских платьев, он моментально откажется от получения рекламных сообщений. Только оператор может обеспечить максимальную точность попадания рекламного сообщения в целевую аудиторию.

— Учитывая те тренды, о которых мы сейчас говорили, вы как-то скорректировали свою продуктовую линейку и предложения на рынке?

— Мы смотрим на свой возможный вклад в развитие индустрии с двух сторон. С одной стороны, можно говорить о сервисах, предоставляемых конечным абонентам. В связи с существенным ростом смартфонов и появлением огромного количества новых типов подключенных к беспроводным сетям устройств резко вырастет и значимость таких процессов, как поддержка клиентов и обучение абонентов пользованию новыми услугами (более подробно см. врез). Выведенное недавно на рынок решение Amdocs Smart Device Support позволяет на 30% сократить среднее время обработки заявки на поддержку устройства. При этом стоимость процесса обслуживания одного владельца смарт­фона для оператора или поставщика снижается на 50%.

Другая сторона вопроса — упрощение приобретения контента и услуг. В частности, предлагаемое нашей компанией решение ChangingWorlds позволяет на 70% снизить количество кликов, которые пользователь должен сделать, чтобы получить доступ к нужному ему контенту. Это обеспечивает двузначный рост ARPU от приобретения контента и других дополнительных услуг.

— Вторая сторона вопроса — это, видимо, сами операторы…

— Да, сейчас конкуренция на рынке уже достаточно высока, но это пока несравнимо с тем, с чем мы столкнемся в обозримом будущем. Ключевым конкурентным преимуществом должна стать скорость развития сети и вывода на рынок новых услуг. Так, наше решение Amdocs Mobile Backhaul позволяет оператору запускать до 200 базовых станций в неделю и сократить расходы на их обслуживание на 40%. Что касается контентного направления и новых услуг, решения Amdocs Enterprise Product Catalog and Product Lifecycle Management позволяют сократить время вывода новых продуктов на рынок на 30%, что дает оператору серьезное преимущество перед конкурентами. В ближайшие несколько лет поставщики телекоммуникационных услуг окажутся в принципиально новом конкурентном окружении: объемы передаваемого по беспроводным сетям трафика вырастут в 50 и более раз, а стоимость передачи данных, наоборот, в разы сократится. У абонентов появится огромное количество разнообразных устройств, соединенных друг с другом беспроводными сетями, — общее число гаджетов в мире к 2020 году превысит 1 трлн штук. Чтобы сохранить конкурентоспособность, операторам придется кардинально изменить стратегию на основных направлениях своего бизнеса.

rbcdaily.ru