Рынок традиционных услуг связи, предоставляемых петербургскими операторами в корпоративном сегменте, достиг насыщения. На фоне обостряющейся год от года конкуренции на значительный прирост прибыли или увеличение ARPU игроки уже не рассчитывают.
В связи с этим ряд компаний начали диверсифицировать бизнес, продвигая дополнительные услуги, которые в будущем могут «выстрелить». При этом пул дополнительных сервисов варьируется от оператора к оператору: это и виртуальный офис, и услуги автоинформатора, предоставление виртуальных номеров формата 8-800, IP-TV для юридических лиц.
Пока основным источником доходов для петербургских операторов, работающих в корпоративном секторе, являются традиционные сервисы: телефония, доступ в Интернет и передача трафика. Насколько будут востребованы клиентами новые услуги и станут ли они драйвером для очередного роста в корпоративном сегменте, лидеры рынка рассуждали на «круглом столе», организованном РБК daily и информационно-аналитическим агентством TelecomDaily.
Подавляющее число участников рынка считают, что на полную мощность этот сегмент выйдет не раньше чем через четыре-пять лет. «Допуслуги могут стать для рынка новым источником роста, — полагает директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. — Например, в Европе этот сегмент уже давно сформирован, и операторы традиционно включают их в свое основное «корпоративное» меню, абсолютно не подчеркивая их второстепенность». Наиболее значимая часть прибыли европейских операторов поступает от продаж традиционных сервисов, но и доля так называемых дополнительных доходит до 15% выручки от продаж услуг юрлицам.
В то же время для большинства петербургских игроков доля выручки от допуслуг не превышает 1—2%. Правда, есть игроки, которые достигли успехов в новом секторе. Например, «Петерстар» с февраля предлагает в аренду ПО компании Microsoft: сервер корпоративной почты, корпоративный портал, центр коммуникаций и систему Microsoft Dynamics CRM. Услуга оказывается на базе единой платформы и ориентирована в первую очередь на сегмент среднего и малого бизнеса. По словам директора по развитию новых услуг «Петерстара» Антона Воронина, запросы по этой услуге поступают в компанию каждый день, сейчас часть контрактов находится в стадии подписания, несколько из них уже окончательно оформлено.
Коммерческий директор «Метрокома» Андрей Закревский в качестве примера одного из дополнительных сервисов назвал услугу сохранения номера. «Это одно из условий удержания клиента, что особенно актуально в период кризиса и усилившейся конкуренции», — полагает он.
Поддерживают положительный тренд и в «Ростелекоме». «Мы акцентируем внимание на сервисе 8-800, это наша основная услуга, и наблюдаем большое оживление в настоящий момент, хотя в течение 2009 года был спад в новых подключениях и в объемах трафика», — прокомментировал заместитель коммерческого директора петербургского филиала «Ростелекома» Иван Маковкин.
«Рано или поздно у всех игроков на рынке будет свой пакет дополнительных услуг. Если мы будем расти хотя бы в два раза в год по этому направлению, мы дойдем до европейского уровня в течение нескольких лет», — считает генеральный директор «Обит» Андрей Гук.
Вопрос окупаемости
В то же время инвестиции, необходимые для инсталляции программной платформы для оказания виртуальных услуг, на данный момент рассматриваются частью игроков как слишком рискованные. В частности, вложения «Вестколл» в создание такой платформы составили порядка 300 тыс. долл., и многие операторы пока не готовы вложить такую сумму. По оценке «Вестколла», интеллектуальные сервисы начали набирать обороты еще до кризиса, в 2006—2007 годах, когда рост абонентской базы по этим направлениям составлял до 30% в год. «Рентабельность интеллектуальных услуг очень высокая, она порой выше, чем с проданной телефонной линии. Один абонент, подключенный к телеконференсингу, может давать прибыль на уровне 50—60 тыс. руб. в месяц», — заявил директор по развитию новых услуг «Вестколл» Дмитрий Круглик. Кроме того, по его мнению, перспективным допнаправлением является защита от DDos-атак.
Скептики апеллируют к тому, что пионеры виртуального направления неадекватно оценивают свои результаты. «У рынка не накоплено такого опыта, чтобы виртуальная услуга стала основой бизнеса по конкретному проекту. Я не стал бы лоббировать виртуальные услуги как направление, в которое надо обязательно инвестировать. Рентабельность таких сервисов остается под большим вопросом», — заявил коммерческий директор СЗТ Олег Попов.
По мнению генерального директора «Смарт Телекома» Андрея Суходольского, сроки в три—пять лет для становления этого рынка даже слишком оптимистичны. «Пока есть гораздо более доходные направления приложения сил и ресурсов. Рано или поздно допуслуги станут драйвером роста выручки, но в достижение 15% от общей прибыли в Европе я не верю», — говорит он.
Генеральный директор МТТ на северо-западе Андрей Елисеев привел пример успеха оператора Orange, который на европейском рынке существенную долю прибыли получает именно от допуслуг. Однако в местных реалиях вариант Orange пока недостижим. «В нашей стране пока не совершенна система сбыта телеком-услуг. Успехи Orange объясняются тем, что они умеют продавать свои сервисы. Это уже машина продаж, а не оператор мегабайтов. Нам нужна в корне иная система сбыта», — полагает Андрей Елисеев.
Представители операторов уверены, что для серьезного развития интеллектуальных телекоммуникационных сервисов придется изменить менталитет потенциальных заказчиков. Пока же большинство клиентов не видят для себя перспектив от приобретения дополнительных услуг.
Для рынка поворотным моментом и катализатором может стать запуск СЗТ массового корпоративного интеллектуального сервиса, намеченный на конец 2010 года. Это может способствовать тому, что альтернативные игроки преодолеют свойственную им на данном этапе осторожность и более активно возьмутся за развитие таких услуг. Рынок уже знает пример, когда деятельность СЗТ дала стремительный старт развитию нового направления, широкополосного доступа в Интернет. Впрочем, более определенных прогнозов пока не готов дать ни один игрок.
НАТАЛЬЯ РЫЖКОВА